Алкогольные традиции

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Алкогольные традиции

Сообщение автор Незабудка в Вс 16 Авг 2015, 16:02

Здесь я буду писать про алкогольные традиции разных народов, в том числе русских. Поняв и осознав истоки и историю , можно пытаться строить мир без алкоголя, оставив алкогольные национальные традиции в прошлом, как напоминие о разрушительном воздействии алкоголизма на человека и на всё общество в целом
Я как то уже размешала здесь  статью  За трезвость на каторгу , где  рассказывалось про настоящие войны, которые разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 - 1860 годах. Эти войны историки чаще называют "ТРЕЗВЕННИЧЕСКИМИ БУНТАМИ", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом.
Дело закончилось тем, что поборники трезвости оказались на каторге, а народу продолжали создавать все условия, чтоб он спивался, пополняя казну и карманы кладельцев кабаков. И вот...

Алкогольные традиции стали предметом изучения уже в начале   XIX века. Этнографы, изучающие жизнь простого народа на русском Севере испытали шок и недоумение от увиденного

Вот как описывает свой визит в одну из деревень Вологодской губернии А.Шустиков: «Приехавши в Лыцно-Боровую, я застаю там целую массу пьяных мужиков, баб и разряженных в кумачные кофты, пестрые сарафаны девиц, с песнями расхаживающих по деревне» . Их поведение удивило этнографа, однако «оказалось, что в тот день в деревне был «пивной» праздник. <...> Здесь каждый крестьянин <на праздник> сварит на пиво ржи 10-15 пудов и, кроме того, покупает еще от ? до 1 ведра водки» .
В Пермской губернии мужчины на праздник «пьют брагу до тех пор, пока не слягут. <...> Женщины ведут себя несколько сдержаннее, <...> хотя к вечеру и они становятся в большинстве случаев пьяными» .
В Енисейской губернии в день праздника «в селе все от мала до велика, не исключая и женский пол, пьяны» .

Не понимая смысла такого неумеренного потребления спиртного на праздник, некоторые этнографы (например, Г.Пейзен, А.Шустиков) пытались объяснить его просто народной тягой к пьянству.

Этнографам открылась благодатная почва для  исыскний и диссертаций. Они сделали вывод об обязательном ритуале пьянства за праздничным столом . Вне всякого сомнения, писали они "праздничное поведение за столом противостоит норме, то есть является ритуальным".

Некий  А.Бернштам даже изучил два этапа опьянения и, соответственно, два этапа праздничного застолья, которые принципиально отличаются друг от друга. Первая стадия – активная, когда пирующие поют песни, едят, пьют, веселятся, то есть проявляют повышенную активность. Вторая стадия – это «мертвецкое» опьянение, состояние подобное смерти (ср. пословицу «Пьяный не мертвый, когда-нибудь да проспится» ).

Из научного опуса тех лет

"Обильное угощение, ритуальное веселье во время первой стадии застолья является элементом продуцирующей магии, цель которой – обеспечить богатство и изобилие в будущем, а одновременно задобрить предков и гостей. Сами носители традиции часто объясняют, что богатое праздничное застолье влияет на успех в хозяйственных делах. Так, по свидетельству анонимного автора из крестьян, в Слонимском уезде в четверг на масляной неделе крестьяне «запасаются водкой, приглашают друг друга, то есть соседей, родственников в гости и затем, подгулявши, бродят по улицам своих деревень, чтобы мужчинам велась скотина, а бабам родился волокнистый лен»
«Мертвецкое» опьянение, также имеющее ритуальный характер», как пишет Бернштам, «возвращает нас к семантике праздника» По ее мнению, «в основе народного представления о поведении людей в будни и праздник лежала сакральная необходимость чередования жизненного и нежизненного состояния для нормального круговорота жизни и смерти» . Таким образом, как мы видим, календарный цикл оказывается напрямую связанным с жизненным, при этом будни соотносятся с жизнью, а праздник - со смертью."

Неужели   ученый просвещенного 19 века не  понимал, что спаивание и оглупление русских крестьян лежит  в области государственной политики, а не сакральной идеи.......
avatar

Незабудка

  • 815
  • 103
  • 2015-03-23
  • с планеты Земля

Сообщения : 815

Репутация : 103

Дата регистрации : 2015-03-23

Откуда : с планеты Земля

 
 


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Алкогольные традиции

Сообщение автор Апрель в Вс 16 Авг 2015, 19:02

Незабудка, спасибо! открыла весьма познавательную для нашего форума тему "Алкогольные традиции".
@Незабудка пишет:Неужели ученый просвещенного 19 века не понимал, что спаивание и оглупление русских крестьян лежит в области государственной политики, а не сакральной идеи
как верно замечено!
avatar

Апрель

  • 11957
  • 265
  • 2015-02-23

Сообщения : 11957

Репутация : 265

Дата регистрации : 2015-02-23

 
 


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Алкогольные традиции

Сообщение автор Незабудка в Вс 16 Авг 2015, 22:05

А меня резанула фраза про то, что пьяное застолье "является элементом продуцирующей магии, цель которой – обеспечить богатство и изобилие в будущем". Просто какое то ритуальное глумление над русскими. У меня даже возникают некие ассоциации с сакральностью сегодняшних дней....
avatar

Незабудка

  • 815
  • 103
  • 2015-03-23
  • с планеты Земля

Сообщения : 815

Репутация : 103

Дата регистрации : 2015-03-23

Откуда : с планеты Земля

 
 


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
форум "Стопка"(алкоголь Стоп-Калуга) 2015-2017 г.При использовании материалов, ссылка обязательна!